Научный семинар ЦФА
5 марта прошел научный семинар ЦФА, на котором с докладом «Краниологическая изменчивость населения Переславля-Залесского XIII-XVIII вв» выступила А.В. Рассказова
Переславль-Залесский – один из древнейших городов Северо-Восточной Руси, занимающий важное место среди средневековых городов на этапе формирования русской государственности, и являющийся мемориальным местом, связанным с известными русскими князьями. Археологический и антропологический материал города по своей значимости для изучения истории и культуры России сопоставим с материалами таких русских центров, как Москва, Владимир, Суздаль, Новгород, Ростов Великий. Актуальность темы обусловлена малой изученностью материала памятника и несоответствием имеющихся научных знаний о средневековом Переславле с его реальной значимостью в истории Северо–Восточной Руси и Русского государства.
Впервые археологические работы по исследованию Переславля-Залесского были проведены в 1853 году П.С Савельевым (Смирнов М.И., 1996, Агафонов и др., 2009). Следующее археологическое исследование было проведено Н.Н. Ворониным в 1939 г. в районе Спасо-Преображенского собора (Воронин Н.Н., М. 1961). Во время археологических работ был обнаружен некрополь XVI–XVII вв., но найденный антропологический материал не был изучен.
Первые палеоантропологические исследования города связаны с обширными спасательными археологическими работами Института Археологии. В 2012 году на территории городского посада были обнаружены два некрополя: XVI–XVII вв. и XVI–XVIII вв., в 2013 году в центре города, внутри валового кольца, был обнаружен некрополь XV–XVI веков. Там же в конце 2015 года было обнаружено массовое захоронение людей. Погребение было датировано XIII-XIV веками. Предварительные результаты демографического и палеопатологического исследований найденных материалов опубликованы в ряде статей (Зейфер, Мазурок, Рассказова, 2014, 2016; Рассказова, Поздеев, Березина, 2016); частично опубликован краниологический материал (Веселовская, Григорьева, Пестряков, Рассказова, 2015; Рассказова, 2019). В этой работе приводятся результаты исследования краниологической изменчивости населения Переславля–Залесского. Анализ охватывает пять веков существования города с XIII по XVIII вв. Результаты показывают, что в процессе формирования города несколько раз происходила частичная смена населения.
Предварительное исследование массового захоронения XIII века показало, что изученная серия далека от территориально близкого вятичского и кривичского населения. Она наиболее близка городским сериям юго-запада Витичев (поляне переяславские) и Любеч (северяне) и Галич в то время входивших в Переяславское княжество (Переяславль Южный). Возможно, первые жители города были потомками южнорусских переселенцев в Ростово-Суздальские земли. Миграция была связана с упадком Южной Руси из-за феодальных войн, набегов кочевников и угасанием торговли. На протяжении XIII-XIV веков город семь раз подвергался нашествиям и был разорен, это привело к изменению состава городского населения. Результаты внутригруппового анализа более поздних серий показывают неоднородность, что естественно для городских серий. Краниологическая серия XVI-XVII вв. наиболее близка к Псковской серии, которая характеризуется, как антропологически неоднородная с сильной финской примесью. Такое сходство может быть следствием частично сохранившегося среди жителей Переславля древнего финно-угорского компонента.
Близость более поздней серии из Переславля-Залесского к группам Москвы и Твери может свидетельствовать о том, что население этих городов внесло существенный вклад в формирование городского населения в период после Смутного времени. Мужские серии из Переславля демонстрируют большое различие между собой, что возможно свидетельствует о частичной смене населения, произошедшей после трагических событий Смутного времени, практически опустошивших окрестности города в начале XVII века. Женские серии XV-XVIII на фоне других русских серий наиболее близки между собой. Большее сходство женских серий Переславля, по сравнению с мужскими, объяснимо меньшей вовлеченностью женщин в военные действия Смутного времени и меньшей миграционной активностью женского населения.