«Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат» (А.В. Суворов)

Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-328).
The article was prepared in the framework of a research grant funded by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (grant ID: 075-15-2022-328).

И это не просто красивые слова. Это благородная миссия, которую по зову сердца возложили на себя участники поисковых отрядов. И еще это значит, что Великая Отечественная в каком-то смысле все еще продолжается. Не для нас может быть, но для них, для ребят, которые все еще не вернулись с той страшной Войны. Чья судьба трагично и загадочно обрывается сухой сводкой в архивном документе: пропал без вести.
Для Андрея Журавлева, командира поискового отряда «Ягуар» Общественной межрегиональной историко-патриотической поисковой организации «Доблесть», возвращение забытых имен — дело жизни. И дело отнюдь непростое. Сложности подстерегают даже в мелочах: для того, чтобы произвести раскопки на предполагаемом месте гибели солдата, нужно получить специальные разрешения в правоохранительных органах. Но для начала нужно это место еще и обнаружить, а это можно сделать только благодаря кропотливой работе в архивах, а затем — в поле с металлоискателем и лопатой. И между прочим, всё это осуществляется на общественных началах.

Извлеченные из-под земли останки не всегда несут в себе информацию, достаточную для идентификации личности. Но поисковики не сдаются, и по крупицам собранные в военных архивах сведения восстанавливают картину событий и позволяют установить имена погибших. В некоторых случаях фамилию и имя сохраняют солдатские медальоны. Но и на этом работа не заканчивается: ведь нужно найти родственников и позаботиться о захоронении бойца с воинскими почестями.
Чтобы пройти этот путь и вернуть забытое имя, нужно быть, наверное, и детективом, и историком, и археологом, и криминалистом. А еще обязательно патриотом и вообще-то даже героем. Только очень сильный и целеустремленный человек сможет реализовать эту миссию. Сможет, когда соберет вокруг себя единомышленников.

Сможет и Андрей Журавлев, ему это всегда удавалось. Хотя на этот раз задача выпала не из легких. В июне 2022 г. на берегу Пендиковского озера Тосненского района Ленинградской области отряд «Ягуар» обнаружил в блиндаже останки троих солдат. По архивам поисковики установили, что осенью 1941 года четверо партизан погибли в указанной местности.

И хотя в документах не было точных указаний по сторонам света, которые бы позволили уточнить географические координаты места смерти партизан, Андрей предположил, что они могут быть вблизи места обнаружения останков. И вот почему. На северном берегу озера в довоенные годы располагался санаторий, который пришедшие сюда осенью 41-го немцы использовали как госпиталь. Вокруг него, разумеется, были охранные посты. А вот с южной стороны теоретически была возможность обойти озеро. И именно с южной стороны были обнаружены тела. Боевые действия в этом районе велись только в начале войны, поэтому останки солдат смело можно было отнести к указанному временному периоду, не разрываясь между несколькими военными операциями, проходившими на одной территории.

Была, правда, одна нестыковка: в архивных документах значились четыре разведчика, а в блиндаже обнаружены только три скелета. Любопытно, что у двоих из разведчиков место смерти указано с ошибкой: Токсовский район вместо Тосненского (при том что в Ленинградской области действительно существуют оба района), а вместо Пендиковского озера — Пендиновское и Пендинское (при том, что озер с таким названием в Токсовском районе нет). Кирилл, напарник Андрея, рассказал, что и современные петербуржцы порой путают Тосненский и Токсовский район. И еще очень много любопытных вещей поисковики сообщили нам, когда приехали в Центр Физической антропологии. Ведь именно сюда расследование привело участников отряда «Ягуар».

Архивные документы как будто бы всё объясняли, но поисковики не могут позволить себе довольствоваться догадками, они ищут факты, которые подтвердят или опровергнут предложенную версию. Если найденные скелеты принадлежат тем самым разведчикам, в любом случае это только трое из четверых. И необходимо понять, где чьи останки. Или, изучив результаты антропологического исследования, признать, что найденные останки вовсе не имеют отношения к четырем разведчикам. В июне 2023 года Андрей направил письмо Директору ИЭА РАН Дмитрию Анатольевичу Функу с просьбой оказать содействие в проведении восстановления облика по черепам и провести идентификационную экспертизу. Вскоре останки троих солдат были переданы в Лабораторию Антропологической реконструкции, сотрудники которой совместно с сотрудниками Центра физической антропологии уже несколько лет реализуют проект НЦМУ «Восстановление облика павших воинов». Сотрудники ЦФА Е.В. Веселовская, Ю.В. Рашковская, О.И. Алехина и Е.А. Просикова с искренним интересом отнеслись к истории, рассказанной поисковиками. Великая Отечественная Война для каждого из нас  — больше, чем эпизод со страниц учебника…  Антропологи досконально изучили останки и выполнили реконструкции по черепам солдат. А Андрей Журавлев в архивах разыскал фотографии из личных дел троих разведчиков и  14 ноября вместе с Кириллом приехал в Лабораторию Антропологической реконструкции.

В тот же день в гости к ученым заглянула группа школьников из Тывы. Вернее, как мы выяснили, они были только отчасти тувинцы, а отчасти — москвичи, потому что учились ребята в столице, ну а детство провели, действительно, у истоков Енисея. Сотрудники лаборатории поведали гостям о методе Герасимова и об эволюции человека. А Андрей Журавлев рассказал о том, почему мы всегда должны помнить о подвиге наших дедов, благодаря стойкости и силе духа которых мы сегодня живём..
Но вернемся к разведчикам. По правде говоря, результаты на данном этапе неоднозначные. Возраст, указанный в архивных документах, не очень соотносится с возрастом, установленным по костям. В то же время архивные сводки, как было указано выше, таят в себе не так уж мало описок и неточностей. И с годом рождения могли в спешке напортачить.
Реконструкции внешности по трем черепам не продемонстрировали несомненного сходства с прижизненными фотографиями разведчиков. Но вместе с тем фотографии были размытые и нечеткие, на которых не все черты можно разглядеть. А по одному из разведчиков, родственников которого Андрею удалось найти и провести днк-анализ (результаты пока неизвестны, но возможно они-то и расставят все точки над «и» в этой запутанной истории), были представлены несколько фотографий. Да таких, что если не знаешь, никогда не догадаешься, что это один и тот же человек.
В общем, история запутанная, но отряд «Ягуар», обнаруживший три скелета в блиндаже на берегу Пендиковского озера, точно докопается до истины. И уж как только это произойдет, вы, дорогие читатели и завсегдатаи сайта rusanthropology.org узнаете об этом первыми!

 

Добавить комментарий

Previous post Как я провел лето. 3 октября состоялась первая в новом учебном году встреча в рамках Школы Молодого Антрополога.
Next post Презентация коллективной монографии «Загадочные рязано-окцы»