Погибший в XIII веке житель Ярославля благодаря ученым обрел голос и заговорил
Археологические раскопки в Ярославле приблизили ученых к разгадке трагических событий XIII века, когда отряды хана Батыя стерли город с лица земли. По мельчайшим деталям удалось практически вернуть из небытия разоренное поселение, восстановить улицы, дома, мастерские. Но главное, что судмедэксперты и генетики по частицам ДНК и осколкам черепа нарисовали максимально точный портрет местного жителя той эпохи, а компьютерные технологии даже помогли представить, как бы мог звучать его голос.
В 2004 году в Ярославле на стрелке проводились масштабные археологические раскопки. Было обнаружено захоронение останков, среди которых был очень интересный индивид. Тела людей и животных были закопаны без соблюдения ритуалов. На черепах остались следы от ударов сверху и спереди по незащищенным головам — конники рубили мирных жителей.
Ася Энговатова, заместитель директора по науке Института археологии РАН: «Для нас было интересно понять, среди погребенных есть ли жертвы войска Батыя. Один нас поставил в тупик абсолютно нетипичной одеждой».
Исключительно редко удается обнаружить сапоги в стихийном захоронении, потому что в то время они представляли собой огромную ценность, их снимали с покойников в первую очередь. В данном случае сапогами побрезговали, их так сильно погрызли мыши. И форма обуви не встречалась до этого нигде в Ярославле. Это позволило предположить, что, наверное, это обувь конника, следовательно, обувь нападавшего. Также находка позволила сделать еще одно открытие, но для этого потребовались знания судмедэкспертов и энтомологов.
Дмитрий Власов, старший научный сотрудник отдела природы Ярославского музея-заповедника: «Попросил не только фотографии, но и образцы. Мне передали коконы мух, были получены данные, что захоронение было сделано не раньше середины мая и не позже середины июня».
Юлия Сабирова, заведующая историческим отделом Ярославского музея-заповедника: «В феврале 1238 года все население Ярославля, невзирая на пол и возраст, а это порядка 500 человек, было уничтожено монголо-татарами».
Увидеть, как выглядел наш герой, можно благодаря методу, разработанному Михаилом Герасимовым, когда внешность человека создается по костям его черепа. Это согласились сделать в лаборатории пластической реконструкции. Реставрация черепа — процесс кропотливый.
Анна Рассказова, младший научный сотрудник лаборатории пластической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН: «В некоторых случаях фрагменты не подходят друг к другу идеально, приходится выбирать, что важнее, в нашем случае лицо».
Точно ли собран череп, будет понятно лишь на заключительном этапе, когда эксперт водворяет на место нижнюю челюсть.
Анна Рассказова: «В некоторых случаях череп может деформироваться, поэтому нижняя челюсть может не очень хорошо подходить. Сейчас мы попробуем. Все очень хорошо подходит, мы даже видим, что нижняя челюсть немножко смещена вправо».
Оказывается, это не единственная болезнь, которую диагностировали у человека 8 веков спустя.
Ася Энговатова: «Здесь представлены кости стопы, она вся деформирована, какой-то полиартрит. То есть с такими заболеваниями захватчик из него, прямо скажем, никакой».
Может, это был командир, неспособный сражаться, но руководивший набегом? Ответ мог дать только он сам. Фрагменты черепов из Ярославля передали в Институт общей генетики в рамках большой исследовательской программы. Также передали еще один зуб индивидуума номер два. По маркерам ДНК можно определить, к какой этнической или популяционной группе относился человек. Это сложно, искать иголку в стоге сена было бы проще.
Евгений Рогаев, директор научного центра генетики и наук о жизни Научно-технологического университета «Сириус»: «Азиатской составляющей генетической у него нет. Если мы сравниваем с древними ярославцами, то он находится в этом ареале».
Родилась еще одна версия: странные сапоги могли быть сшиты по индивидуальному заказу. Но кто мог позволить такую роскошь, как подобие ортопедической обуви в XIII веке?
Ася Энговатова: «Мы проводили анализ кости этого индивидуума, в нем оказалось избыточно большое количество меди. Но самое интересное, что ровно рядом с этим погребением располагалась, единственная в центре города усадьба, в которой явно были признаки производства ювелирных украшений».
Образ захватчика рассыпался, на его месте оказался ювелир древнего Ярославля. Эксперт реконструирует лицо по черепу. Безвестный череп обрастает плотью, создается пока еще безволосая антропологическая маска во всех доступных подробностях. На этом же этапе лицо приобретает реальные цвета по результатам анализа ДНК.
Евгений Рогаев: «В данном конкретном случае удалось установить, что это светловолосый человек, по существу блондин, у него были голубые глаза и цвет кожи не светлый и не темный, то есть это соответствует, с моей точки зрения, восточнославянской группе».
Получился наиболее точный портрет реально жившего в XIII веке человека. Достаточно собрать воедино все факты и дать ему заговорить на языке своего времени.
Татьяна Миронова, доктор филологических наук, писатель: «Речь древней Руси мы никогда не слышали, мы можем ее реконструировать. Но самое главное, самое важное, почему древнерусский язык для нас понятен, потому что корни слов никуда не делись. Поэтому любой современный русский человек, оказавшись в XII-XIII веке, в такой дали глубинной, он бы понял своих предков».
Монолог жителя Ярославля XIII века мог бы звучать так: «Я родился в Ярославле, с детства работал ювелиром, был человеком уважаемым, жил я безбедно. Но страдал сильно, кости мои болели от дыма ядовитого в мастерской. В 6746 (1238) году зимой, пришел к нам народ немилостивый, злой, не щадящий ни молодежь, ни немощных стариков, ни детей. Воины иностранные осадили город наш и напали на нас. И была страшная битва. И опустел Ярославль».