Школа молодого антрополога: МГУ на связи

Можно ли рассматривать художественное изображение в качестве источника антропологической информации?

27 февраля в Центре физической антропологии ИЭА РАН с докладом «Антропология Фаюмского портрета» выступили сотрудники ЦФА Стефания Дзини, Екатерина Просикова и Никита Хохлов. Руководитель исследовательского проекта ЦФА ИЭА «Антропология фаюмского портрета» — заведующий Центром физической антропологии ИЭА РАН, г.н.с., д.и.н. Сергей Владимирович Васильев.

 

Развернутый комментарий к докладу представила приглашенный эксперт – старший научный сотрудник Института антропологии МГУ Л.Ю. Шпак. Лариса Юрьевна в течение многих лет изучает портретные и скульптурные изображения с точки зрения физической антропологии, причем круг источников, попавший в поле зрения ученого, впечатляет: от вотивных статуэток этрусков и греческой вазописи до голландской портретной живописи XVI-XVII вв.

Фаюмские портреты иллюстрируют собой смешение погребальных обычаев античного мира и Египта: греки и римляне, переселявшиеся в окрестности озера Биркет-эль-Карун в III – I вв. до н.э., приносят с собой традицию погребальных портретов, которая накладывается на существовавший в Египте обычай мумификации и захоронения в саркофаге. Исследования зарубежных коллег ранее уже продемонстрировали сходство между внешностью, реконструированной по черепу мумии, и портретом, украшавшим крышку ее саркофага.

Команда ученых из МГУ, в состав которой входила Л.Ю. Шпак, в 2012 году опубликовала статью «К антропологии Фаюмского оазиса I – IV веков нашей эры», в которой исследователи рассмотрели описательные признаки внешности изображенных на портретах людей, а также составили обобщенные мужской и женский портреты по двум точкам (центры зрачков).

С.Дзини, Е.А. Просикова и Н.В. Хохлов в некоторой степени углубляют исследование, начатое коллегами из Университета. В фокусе внимания сотрудников ЦФА числовые характеристики, которые можно почерпнуть из портретных изображений. Не остаются без внимания и обобщенные портреты: на новом витке изучения Фаюмских изображений создаются «обобщенки» по принципу места обнаружения портрета и даты его создания, а в качестве метода используется стягивающий каркас, который центрирует портреты по 26 точкам.
Дискуссия вызвала интерес у аудитории, на ряду с очными слушателями встречу Школы в дистанционном формате посетили коллеги из других городов. Велась запись трансляции. Желающие могут получить доступ к записи (обращаться к Просиковой Е.А. prosikova@iea.ras.ru).

Previous post CЕМИНАР «АНТРОПОЛОГИЯ ФАЮМСКОГО ПОРТРЕТА»
Next post В СОЗЕРЦАНИИ ЧЕРЕПА ШИЛЛЕРА